Интервью заместителя руководителя ГУФССП России по Омской области – заместителя главного судебного пристава Федорина Сергея Георгиевича
- Сергей Георгиевич, хотелось бы побеседовать о таком направлении деятельности Службы судебных приставов, как контроль в сфере возврата юридическими лицами просроченной задолженности. Можете рассказать, как обстоят дела в этой части в нашем регионе?
В регионе с 2017 года в сфере контроля за юридическими лицами, осуществляющими возврат просроченной задолженности ведет работу специализированный отдел ГУФССП России по Омской области. Одним из ключевых направлений деятельности отдела является именно надзорная составляющая. Согласно действующему законодательству легитимно осуществлять свою деятельность имею право только зарегистрированные в государственном реестре компании. Для того, чтобы зарегистрироваться в едином государственном реестре, необходимо подать заявление с пакетом документов по месту расположения юридического адреса компании. При этом в каждом городе могут функционировать представители взыскателей, юридически зарегистрированные в любом другом регионе. И таких компаний, чьи головные офисы расположены, к примеру, Москве или Санкт-Петербурге, у нас подавляющее большинство. Но есть и непосредственно омские компании, внесенные в госреестр, в настоящее время их насчитывается две.
Второй, но не менее важной составляющей в работе специалистов отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности является защита прав и законных интересов граждан, сталкивающихся с неправомерными действиями со стороны представителей компаний-взыскателей. Ответ и своевременное реагирование на жалобы, поступающие от граждан, не только входит в компетенцию специалистов отдела, но и является одной из их приоритетных задач.
- Как часто нарушаются права должников в нашей области?
За прошедший год мы наблюдаем снижение поступающих жалоб граждан на незаконные действия профессиональных взыскателей просроченной задолженности — так, за текущий год от омичей поступило 414 обращений. В том числе это связано с проведением профилактических мероприятий с подконтрольными юридическими лицами, находящимися на территории региона.
- На что, в основном, жалуются омичи при возврате просроченной задолженности?
Наиболее распространенным видом нарушения прав граждан является ситуация, когда представители коллекторских компаний с целью взыскания долга звонят не должникам, а третьим лицам, не являющимся ни заемщиками, ни поручителями и не имеющим отношения к долгу. Часто номер телефона оказывается занесенным в базу взыскателя только потому, что его указал в своей анкете заемщик, не получив согласия от третьего лица.
Еще одним типичным нарушением является превышение допустимой частоты звонков. По закону допускается взаимодействие с должником посредством телефонных переговоров не более одного раза в сутки, не более двух раз в неделю, не более восьми раз в месяц в выходные, праздничные и рабочие дни в строго установленное время с учетом местных часовых поясов. Но возникают случаи, когда представители кредитора проявляют чрезмерную настойчивость, позволяя себе осуществлять телефонные звонки гражданам в неустановленное время, что является административным правонарушением.
Помимо частых звонков, в числе нарушений отмечается и превышение установленного законом лимита на отправку текстовых и голосовых сообщений, а также отсутствие предупреждения о ведущейся записи разговора при взаимодействии посредством телефонной связи, оказание психологического давления на должников и введение их в заблуждение.
- Что делать гражданам, когда на них оказывают давление коллекторы?
Гражданину (должнику или третьему лицу) при совершении коллекторами неправомерных действий по возврату просроченной задолженности следует зафиксировать правонарушения посредством аудиозаписи, видеозаписи, фотосъемки или иным доступным способом. Поскольку надзор за коллекторской деятельностью осуществляет ФССП России, гражданин вправе направить письменное обращение по указанным фактам в Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Омской области, указав свои контактные данные (ФИО, дату рождения, адрес, электронную почту, контактный номер телефона), дату и время совершения противоправных действий и иные важные обстоятельства. Документы и материалы (номера телефонов, на которые поступали звонки и сообщения; на чье имя поступали звонки и сообщения и их количество; в какой период поступали звонки и сообщения; детализация звонков и СМС-сообщений на абонентские номера, скриншоты сообщений, аудиозаписи переговоров и иные материалы), свидетельствующие о правонарушениях, а также сведения об имеющихся кредитных обязательствах, наименование кредитной либо коллекторской организации ускорят рассмотрение обращения по существу. Здесь следует отметить, что часто граждане направляют обращения, содержащие весьма ограниченную информацию о фактах незаконного с ними взаимодействия, при этом не указывая свои контактные данные, из-за чего впоследствии должностным лицам Управления невозможно связаться с заявителем в целях получения дополнительных сведений. В ГУФССП России по Омской области граждане могут обратиться лично либо с письменным обращением по адресу: г. Омск, ул. Ленина, 14. Также обращение можно направить и в электронном виде посредством «Интернет-приемной», функционирующей на официальном сайте ГУФССП России по Омской области (https://r55.fssp.gov.ru)
- Как выявляют правонарушения в указанной сфере и привлекают правонарушителей к ответственности?
Наша задача как контрольно-надзорного органа состоит не только в привлечении к ответственности правонарушителей. Большое значение имеют профилактические мероприятия. Коллекторов, зарегистрированных в г. Омске, мы постоянно информируем об изменениях законодательства, регламентирующего деятельность по возврату просроченной задолженности, осуществляем профилактические визиты. При наличии сведений о возможных нарушениях обязательных требований со стороны юридических лиц, включенных в государственный реестр, выносятся предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. В 2023 году объявлено 21 предостережение коллекторским организациям. Если же мы выявляем административные правонарушения в отношении микрофинансовых и кредитных организаций, то составляем протоколы об административном правонарушении по ч.1 ст. 14.57 КоАП РФ. Так, за прошедший год составлено 115 протоколов по ч.1 ст. 14.57.КоАП РФ в отношении организаций-кредиторов. Если говорить в целом о данном направлении деятельности Главного управления, то за прошедший год сумма наложенных штрафов составила 5 млн. 765 тыс. руб., на сегодняшний день оплачено 5 млн. 350 тыс. руб.
- Что касается нормативного регулирования коллекторской деятельности, есть ли здесь какие-то новшества?
Да, разумеется, законодательство не стоит на месте. Взыскание просроченной задолженности физических лиц регламентируется Федеральным законом № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» и о внесенными изменениями, начиная от требований, предъявляемых к юридическим лицам и их работникам, осуществляющим эту деятельность, и заканчивая перечнем способов, временем, количеством взаимодействий.
Федеральным законом № 467-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 01.02.2024, которые коснутся основных понятий, способов взаимодействия при возврате просроченной задолженности. Законодателем теперь введены понятия «календарная неделя» и «календарный месяц», что позволит единообразно подходить к подсчету количества взаимодействий при выявлении административных правонарушений. Также в закон включены информационные технологии: вводится понятие «автоматизированный интеллектуальный агент» — появится возможность взаимодействия с должниками с использованием портала Госуслуг.
Также предусмотрено, что федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью профессиональных коллекторских организаций распространяется на деятельность микрофинансовых организаций, осуществляющих возврат задолженности физических лиц.
Федеральная служба судебных приставов наделяется обязанностью ведения перечня кредитных, микрофинансовых организаций, осуществляющих деятельность по возврату задолженности физических лиц.
Стоит отметить, что ранее за нарушения, допускаемые при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, была предусмотрена только административная ответственность по статье 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. С 21.07.2023 вступил в силу Федеральный закон № 323-ФЗ, которым в Уголовный кодекс Российской Федерации введена статья о «Незаконном осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц», предусматривающая уголовную ответственность за такую деятельность. Теперь за совершение действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц, сопряженных с угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения имущества, с угрозой распространения либо распространением заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство гражданина или его близких, а также с применением насилия, в соответствии с законом, будут применяться меры уголовной ответственности, начиная от штрафа (минимальный размер 300 000 рублей) и принудительных работ вплоть до лишения свободы на срок до десяти лет со штрафом до 5 000 000 рублей.
В регионе с 2017 года в сфере контроля за юридическими лицами, осуществляющими возврат просроченной задолженности ведет работу специализированный отдел ГУФССП России по Омской области. Одним из ключевых направлений деятельности отдела является именно надзорная составляющая. Согласно действующему законодательству легитимно осуществлять свою деятельность имею право только зарегистрированные в государственном реестре компании. Для того, чтобы зарегистрироваться в едином государственном реестре, необходимо подать заявление с пакетом документов по месту расположения юридического адреса компании. При этом в каждом городе могут функционировать представители взыскателей, юридически зарегистрированные в любом другом регионе. И таких компаний, чьи головные офисы расположены, к примеру, Москве или Санкт-Петербурге, у нас подавляющее большинство. Но есть и непосредственно омские компании, внесенные в госреестр, в настоящее время их насчитывается две.
Второй, но не менее важной составляющей в работе специалистов отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности является защита прав и законных интересов граждан, сталкивающихся с неправомерными действиями со стороны представителей компаний-взыскателей. Ответ и своевременное реагирование на жалобы, поступающие от граждан, не только входит в компетенцию специалистов отдела, но и является одной из их приоритетных задач.
- Как часто нарушаются права должников в нашей области?
За прошедший год мы наблюдаем снижение поступающих жалоб граждан на незаконные действия профессиональных взыскателей просроченной задолженности — так, за текущий год от омичей поступило 414 обращений. В том числе это связано с проведением профилактических мероприятий с подконтрольными юридическими лицами, находящимися на территории региона.
- На что, в основном, жалуются омичи при возврате просроченной задолженности?
Наиболее распространенным видом нарушения прав граждан является ситуация, когда представители коллекторских компаний с целью взыскания долга звонят не должникам, а третьим лицам, не являющимся ни заемщиками, ни поручителями и не имеющим отношения к долгу. Часто номер телефона оказывается занесенным в базу взыскателя только потому, что его указал в своей анкете заемщик, не получив согласия от третьего лица.
Еще одним типичным нарушением является превышение допустимой частоты звонков. По закону допускается взаимодействие с должником посредством телефонных переговоров не более одного раза в сутки, не более двух раз в неделю, не более восьми раз в месяц в выходные, праздничные и рабочие дни в строго установленное время с учетом местных часовых поясов. Но возникают случаи, когда представители кредитора проявляют чрезмерную настойчивость, позволяя себе осуществлять телефонные звонки гражданам в неустановленное время, что является административным правонарушением.
Помимо частых звонков, в числе нарушений отмечается и превышение установленного законом лимита на отправку текстовых и голосовых сообщений, а также отсутствие предупреждения о ведущейся записи разговора при взаимодействии посредством телефонной связи, оказание психологического давления на должников и введение их в заблуждение.
- Что делать гражданам, когда на них оказывают давление коллекторы?
Гражданину (должнику или третьему лицу) при совершении коллекторами неправомерных действий по возврату просроченной задолженности следует зафиксировать правонарушения посредством аудиозаписи, видеозаписи, фотосъемки или иным доступным способом. Поскольку надзор за коллекторской деятельностью осуществляет ФССП России, гражданин вправе направить письменное обращение по указанным фактам в Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Омской области, указав свои контактные данные (ФИО, дату рождения, адрес, электронную почту, контактный номер телефона), дату и время совершения противоправных действий и иные важные обстоятельства. Документы и материалы (номера телефонов, на которые поступали звонки и сообщения; на чье имя поступали звонки и сообщения и их количество; в какой период поступали звонки и сообщения; детализация звонков и СМС-сообщений на абонентские номера, скриншоты сообщений, аудиозаписи переговоров и иные материалы), свидетельствующие о правонарушениях, а также сведения об имеющихся кредитных обязательствах, наименование кредитной либо коллекторской организации ускорят рассмотрение обращения по существу. Здесь следует отметить, что часто граждане направляют обращения, содержащие весьма ограниченную информацию о фактах незаконного с ними взаимодействия, при этом не указывая свои контактные данные, из-за чего впоследствии должностным лицам Управления невозможно связаться с заявителем в целях получения дополнительных сведений. В ГУФССП России по Омской области граждане могут обратиться лично либо с письменным обращением по адресу: г. Омск, ул. Ленина, 14. Также обращение можно направить и в электронном виде посредством «Интернет-приемной», функционирующей на официальном сайте ГУФССП России по Омской области (https://r55.fssp.gov.ru)
- Как выявляют правонарушения в указанной сфере и привлекают правонарушителей к ответственности?
Наша задача как контрольно-надзорного органа состоит не только в привлечении к ответственности правонарушителей. Большое значение имеют профилактические мероприятия. Коллекторов, зарегистрированных в г. Омске, мы постоянно информируем об изменениях законодательства, регламентирующего деятельность по возврату просроченной задолженности, осуществляем профилактические визиты. При наличии сведений о возможных нарушениях обязательных требований со стороны юридических лиц, включенных в государственный реестр, выносятся предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. В 2023 году объявлено 21 предостережение коллекторским организациям. Если же мы выявляем административные правонарушения в отношении микрофинансовых и кредитных организаций, то составляем протоколы об административном правонарушении по ч.1 ст. 14.57 КоАП РФ. Так, за прошедший год составлено 115 протоколов по ч.1 ст. 14.57.КоАП РФ в отношении организаций-кредиторов. Если говорить в целом о данном направлении деятельности Главного управления, то за прошедший год сумма наложенных штрафов составила 5 млн. 765 тыс. руб., на сегодняшний день оплачено 5 млн. 350 тыс. руб.
- Что касается нормативного регулирования коллекторской деятельности, есть ли здесь какие-то новшества?
Да, разумеется, законодательство не стоит на месте. Взыскание просроченной задолженности физических лиц регламентируется Федеральным законом № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» и о внесенными изменениями, начиная от требований, предъявляемых к юридическим лицам и их работникам, осуществляющим эту деятельность, и заканчивая перечнем способов, временем, количеством взаимодействий.
Федеральным законом № 467-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 01.02.2024, которые коснутся основных понятий, способов взаимодействия при возврате просроченной задолженности. Законодателем теперь введены понятия «календарная неделя» и «календарный месяц», что позволит единообразно подходить к подсчету количества взаимодействий при выявлении административных правонарушений. Также в закон включены информационные технологии: вводится понятие «автоматизированный интеллектуальный агент» — появится возможность взаимодействия с должниками с использованием портала Госуслуг.
Также предусмотрено, что федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью профессиональных коллекторских организаций распространяется на деятельность микрофинансовых организаций, осуществляющих возврат задолженности физических лиц.
Федеральная служба судебных приставов наделяется обязанностью ведения перечня кредитных, микрофинансовых организаций, осуществляющих деятельность по возврату задолженности физических лиц.
Стоит отметить, что ранее за нарушения, допускаемые при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, была предусмотрена только административная ответственность по статье 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. С 21.07.2023 вступил в силу Федеральный закон № 323-ФЗ, которым в Уголовный кодекс Российской Федерации введена статья о «Незаконном осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц», предусматривающая уголовную ответственность за такую деятельность. Теперь за совершение действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц, сопряженных с угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения имущества, с угрозой распространения либо распространением заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство гражданина или его близких, а также с применением насилия, в соответствии с законом, будут применяться меры уголовной ответственности, начиная от штрафа (минимальный размер 300 000 рублей) и принудительных работ вплоть до лишения свободы на срок до десяти лет со штрафом до 5 000 000 рублей.