Качественное образование - это билет в будущее
Начался новый учебный год. О планах, соответствующих новым вызовам времени, и задачах в свете реализации национального проекта «Образование», стоящих перед педагогическим сообществом Знаменского района рассказала в интервью газете «Вперёд» председатель комитета по образованию администрации Знаменского района Светлана Большакова (на сайте опубликована часть интервью, с полной версией вы можете ознакомиться в печатном номере №37 от 22 сентября 2023 года)
- Светлана Дмитриевна, назовите основные направления для реализации качественного образования и воспитания детей в районе?
- Это одна из приоритетных задач в развитии системы образования в новом учебном году. Для достижения цели нам требуется создать необходимую современную инфраструктуру; обновить содержание образования; подготовить соответствующие профессиональные кадры, заняться их переподготовкой и повышением квалификации; а также сформировать наиболее эффективные механизмы управления качеством образования.
- Получение образования и воспитание ребенка начинается еще в дошкольном возрасте. Расскажите, как происходит образовательный процесс в современных условиях в дошкольных учреждениях Знаменского района сегодня?
- На текущий момент 527 воспитанников в возрасте от полутора до семи лет посещают семь детских садов, пять школ и одно учреждение дошкольного образования. Анализируя систему дошкольного образования, скажу, что в этой сфере приоритеты сегодня отдаются трем основным трендам. Это формирование основ функциональной грамотности дошкольников, преемственность со школой и сетевое взаимодействие с центрами «Точка роста».
Что касается преемственности детского сада и школы, то в дошкольных группах Слободской, Киселёвской, Новоягодинской и Качуковской школ разработаны и реализуются управленческие проекты. К тому же, в знаменских детских садах «Малыш» и «Вишенка», в Шуховском детском саду «Колобок» и дошкольной группе Усть-Шишевской школы созданы проекты по взаимодействию дошкольного учреждения с семьей.
Последнее время набирает обороты сетевое сотрудничество с центрами «Точка Роста». По таким проектам работают педагоги в дошкольной группе Дома детского творчества, Семеновском детском саду «Колокольчик», Бутаковском детском саду «Голубок», Знаменском «Теремоке», Завьяловской «Искорке».
Сегодня дошкольное образование получает новые векторы развития. Один из них – мониторинг качества дошкольного образования (МКДО). Он играет важную роль в оценке и контроле уровня образования различных дошкольных учреждений и позволяет оценить доступность образования, его качество и соответствие современным требованиям. В этом учебном году в МКДО участвовали группы Усть-Шишевской и Новоягодинской школ, а также группа кратковременного пребывания Дома детского творчества. По итогам мониторинга все учреждения вышли на базовый уровень, что говорит о проводимой системной работе.
С 1 сентября 2023 года все детские сады начали работать по новой Федеральной образовательной программе, которая пришла на смену устаревшим за 10 лет образовательным стандартам. Теперь дошколят будут не только развивать и обучать, но и формировать у них важные духовные ценности, гражданскую активность и патриотизм.
-Процесс обновления содержания образования продолжится в школе. Как в этом учебном году он будет проходить?
-С 1 сентября 2023 года учащиеся 1-2 и 5-6 классов начали обучаться по новому федеральному государственному образовательному стандарту начального общего и основного общего образования (ФГОС 3+). Это позволит школам работать в едином образовательном пространстве, по единым программам и учебникам. Отпадет необходимость каждому учреждению разрабатывать свою программу и рабочие программы педагогам. В ФГОС 3+ определены требования к школьникам, что дает возможность избежать различий в обучении детей разных образовательных организаций, установлены четкие результаты предметного обучения по каждой дисциплине.
Для того, чтобы улучшить качество обучения, необходимо традиционную школьную систему оценки качества образования существенно изменить по разным направлениям. То есть выстроить цикл «оценка» – «анализ результатов, выявление дефицитов» – «принятие управленческих решений»; расширить предмет оценки от предметных результатов – к функциональной грамотности, которая не позволит применять шаблонные решения, а сформирует возможность использовать свои знания в изменившихся условиях. Вот почему делать знания и умения функциональными – одна из основных задач ФГОС.
-В основе модели образовательного процесса среднего общего образования лежит организация профильного обучения. Расскажите, как школа помогает старшеклассникам определиться с будущей профессией?
-К сожалению, в системе образования Знаменского района только в 44% школ осуществляется обучение по различным профилям, в 56% - по универсальному. Наша задача - реализовать в 10 классах все допустимые законодательством профили. Это естественнонаучный, гуманитарный, социально-экономический и технологический.
Нам необходимо, чтобы к 2024 году каждый ребенок имел возможность определиться с будущей профессией через тестирование и профпробы. Поэтому профориентация в образовательных учреждениях района реализуется через учебную, внеурочную деятельность и внешкольную работу с обучающимися.
Широкие возможности для самоопределения и профессиональной ориентации представляет портал «ПроеКТОриЯ». В прошедшем учебном году 903 учащихся 1-11 классов совместно с педагогами приняли участие в форуме профессиональной навигации посредством проведения Всероссийских открытых уроков «ПроеКТОриЯ» в режиме онлайн.
С 2019 года реализуется проект по ранней профессиональной ориентации учащихся 6–11 классов «Билет в будущее», который знакомит школьников с современными профессиями и профессиями будущего. За последние два года в проекте приняли участие 170 обучающихся 6-11 классов из 1200 человек. Сорок три из них прошли профпробы в историческом парке «Россия – моя история», 21 - в Омском медицинском колледже, 21 – в Омском Строительном колледже, 27 – в Омском государственном колледже управления и профессиональных технологий.
Отмечу, что с 1 сентября этого года на базе Знаменской школы открылся класс психолого-педагогической направленности, основной задачей которого является стремление к овладению профессией педагога и воспитание любви к педагогической деятельности.
В 2022-2023 учебном году все образовательные организации района заключили соглашения о взаимодействии с учреждениями высшего и среднего профессионального образования. Поэтому в планы профориентационной работы включены профессиональные пробы.
Также с 1 сентября 2023 года введен профориентационный минимум для обучающихся 6–11 классов, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Его цель - выстроить систему профессиональной ориентации обучающихся, которая реализуется в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности.
- Это одна из приоритетных задач в развитии системы образования в новом учебном году. Для достижения цели нам требуется создать необходимую современную инфраструктуру; обновить содержание образования; подготовить соответствующие профессиональные кадры, заняться их переподготовкой и повышением квалификации; а также сформировать наиболее эффективные механизмы управления качеством образования.
- Получение образования и воспитание ребенка начинается еще в дошкольном возрасте. Расскажите, как происходит образовательный процесс в современных условиях в дошкольных учреждениях Знаменского района сегодня?
- На текущий момент 527 воспитанников в возрасте от полутора до семи лет посещают семь детских садов, пять школ и одно учреждение дошкольного образования. Анализируя систему дошкольного образования, скажу, что в этой сфере приоритеты сегодня отдаются трем основным трендам. Это формирование основ функциональной грамотности дошкольников, преемственность со школой и сетевое взаимодействие с центрами «Точка роста».
Что касается преемственности детского сада и школы, то в дошкольных группах Слободской, Киселёвской, Новоягодинской и Качуковской школ разработаны и реализуются управленческие проекты. К тому же, в знаменских детских садах «Малыш» и «Вишенка», в Шуховском детском саду «Колобок» и дошкольной группе Усть-Шишевской школы созданы проекты по взаимодействию дошкольного учреждения с семьей.
Последнее время набирает обороты сетевое сотрудничество с центрами «Точка Роста». По таким проектам работают педагоги в дошкольной группе Дома детского творчества, Семеновском детском саду «Колокольчик», Бутаковском детском саду «Голубок», Знаменском «Теремоке», Завьяловской «Искорке».
Сегодня дошкольное образование получает новые векторы развития. Один из них – мониторинг качества дошкольного образования (МКДО). Он играет важную роль в оценке и контроле уровня образования различных дошкольных учреждений и позволяет оценить доступность образования, его качество и соответствие современным требованиям. В этом учебном году в МКДО участвовали группы Усть-Шишевской и Новоягодинской школ, а также группа кратковременного пребывания Дома детского творчества. По итогам мониторинга все учреждения вышли на базовый уровень, что говорит о проводимой системной работе.
С 1 сентября 2023 года все детские сады начали работать по новой Федеральной образовательной программе, которая пришла на смену устаревшим за 10 лет образовательным стандартам. Теперь дошколят будут не только развивать и обучать, но и формировать у них важные духовные ценности, гражданскую активность и патриотизм.
-Процесс обновления содержания образования продолжится в школе. Как в этом учебном году он будет проходить?
-С 1 сентября 2023 года учащиеся 1-2 и 5-6 классов начали обучаться по новому федеральному государственному образовательному стандарту начального общего и основного общего образования (ФГОС 3+). Это позволит школам работать в едином образовательном пространстве, по единым программам и учебникам. Отпадет необходимость каждому учреждению разрабатывать свою программу и рабочие программы педагогам. В ФГОС 3+ определены требования к школьникам, что дает возможность избежать различий в обучении детей разных образовательных организаций, установлены четкие результаты предметного обучения по каждой дисциплине.
Для того, чтобы улучшить качество обучения, необходимо традиционную школьную систему оценки качества образования существенно изменить по разным направлениям. То есть выстроить цикл «оценка» – «анализ результатов, выявление дефицитов» – «принятие управленческих решений»; расширить предмет оценки от предметных результатов – к функциональной грамотности, которая не позволит применять шаблонные решения, а сформирует возможность использовать свои знания в изменившихся условиях. Вот почему делать знания и умения функциональными – одна из основных задач ФГОС.
-В основе модели образовательного процесса среднего общего образования лежит организация профильного обучения. Расскажите, как школа помогает старшеклассникам определиться с будущей профессией?
-К сожалению, в системе образования Знаменского района только в 44% школ осуществляется обучение по различным профилям, в 56% - по универсальному. Наша задача - реализовать в 10 классах все допустимые законодательством профили. Это естественнонаучный, гуманитарный, социально-экономический и технологический.
Нам необходимо, чтобы к 2024 году каждый ребенок имел возможность определиться с будущей профессией через тестирование и профпробы. Поэтому профориентация в образовательных учреждениях района реализуется через учебную, внеурочную деятельность и внешкольную работу с обучающимися.
Широкие возможности для самоопределения и профессиональной ориентации представляет портал «ПроеКТОриЯ». В прошедшем учебном году 903 учащихся 1-11 классов совместно с педагогами приняли участие в форуме профессиональной навигации посредством проведения Всероссийских открытых уроков «ПроеКТОриЯ» в режиме онлайн.
С 2019 года реализуется проект по ранней профессиональной ориентации учащихся 6–11 классов «Билет в будущее», который знакомит школьников с современными профессиями и профессиями будущего. За последние два года в проекте приняли участие 170 обучающихся 6-11 классов из 1200 человек. Сорок три из них прошли профпробы в историческом парке «Россия – моя история», 21 - в Омском медицинском колледже, 21 – в Омском Строительном колледже, 27 – в Омском государственном колледже управления и профессиональных технологий.
Отмечу, что с 1 сентября этого года на базе Знаменской школы открылся класс психолого-педагогической направленности, основной задачей которого является стремление к овладению профессией педагога и воспитание любви к педагогической деятельности.
В 2022-2023 учебном году все образовательные организации района заключили соглашения о взаимодействии с учреждениями высшего и среднего профессионального образования. Поэтому в планы профориентационной работы включены профессиональные пробы.
Также с 1 сентября 2023 года введен профориентационный минимум для обучающихся 6–11 классов, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Его цель - выстроить систему профессиональной ориентации обучающихся, которая реализуется в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности.