Как Пушкин и его «наследники» сделали Крым частью России

18.03.2024
После присоединения Крыма к России в 1783 году началось активное политическое, административное, экономическое и… литературное освоение региона. Вместе с солдатами, чиновниками, путешественниками, учеными заново открывать забытый за несколько столетий край, где когда-то крестился князь Владимир и на территории которого находилось древнерусское Тмутараканское княжество, отправились Жуковский, Батюшков, Грибоедов и, конечно, Пушкин. При этом они нашли в Крыму не только русскую Святую землю, но и земной рай, куда на протяжении многих последующих десятилетий будут стремиться с холодного российского материка цари, вельможи, политики, писатели, поэты, художники.

Александр Пушкин помнил «земли полуденной волшебные края» всю жизнь. Он похоронен на Псковщине, в Святогорском монастыре, но его дух обретается и в Крыму: «Так, если удаляться можно Оттоль, где вечный свет горит, Где счастье вечно, непреложно, Мой дух к Юрзуфу прилетит…» Во многом именно под влиянием пушкинского гения в Крым отправились другие писатели и поэты. Пушкин создал литературную славу Крыма, или, правильнее, Пушкин создал славу Крыма среди литераторов, сделал полуостров модным у артистократов России.

Пушкин с семьей Раевских приехал в Крым так же, как сейчас приезжает на полуостров большинство россиян, — с Тамани. Вот только, конечно, никакого Крымского моста в те времена не было ещё и в помине. Поэт со своими спутниками добрался до Тавриды морем 15 (по новому стилю — 27) августа 1820 года.

«С полуострова Таманя, древнего Тмутараканского княжества, открылись мне берега Крыма. Морем приехали мы в Керчь. Здесь увижу я развалины Митридатова гроба, здесь увижу я следы Пантикапеи, думал я — на ближней горе посереди кладбища увидел я груду камней, утёсов, грубо высеченных — заметил несколько ступеней, дело рук человеческих. Гроб ли это, древнее ли основание башни — не знаю. За несколько верст остановились мы на Золотом холме. Ряды камней, ров, почти сравнившийся с землёю, — вот всё, что осталось от города Пантикапеи. Нет сомнения, что много драгоценного скрывается под землёю, насыпанной веками…» — рассказывал Пушкин в письме к брату.

Через несколько лет поэт проведёт этим же путём Евгения Онегина:

«Он едет к берегам иным -

Он прибыл из Тамани в Крым -

Он зрит поэту край священный:

С Атридом спорил там Пилад,

Там умер гордый Митридат…»


Не будем забывать, Пушкину — всего двадцать один год, он стремится в Тавриду, как в страну античности, древнюю романтическую страну чудес и открытий.

«Путешественников в Крым влекли три вещи: природа, древности и этнографическая экзотика. Россия в 1783 году присоединила, по сути, кусочек Средиземноморья с тёплым морем, живописными горами, водопадами и так далее — всем тем, что было в диковинку жителям среднерусских равнин. Это к тому же была земля с седой историей, с многочисленными античными и средневековыми памятниками, возбуждавшими интерес в среде образованной публики, наконец в это время Крым был совершенно «восточной» страной», — объясняет историк, генеральный директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин.

Дух поэта в Гурзуфе

16 (28) августа путешественники отправились из Керчи в Феодосию. Оттуда их путь лежал морем в Гурзуф, который стал главным пушкинским местом в Крыму. Этот морской переход состоялся в ночь с 18 на 19 (с 30 на 31) августа на военном корвете «Або».

«Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Я вижу берег отдалённый,

Земли полуденной волшебные края…» — написал на борту корабля поэт.


В Гурзуфе Пушкин и Раевские поселились в доме герцога Ришелье. Три недели там стали для поэта «счастливейшим временем в жизни». «В Юрзуфе жил я сиднем, купался в море и объедался виноградом, — рассказывал он. — Я любил, проснувшись ночью, слушать шум моря — и заслушивался целые часы. В двух шагах от дома рос молодой кипарис; каждое утро я навещал его и к нему привязался чувством, похожим на дружество».

Сегодня в том самом доме герцога Ришелье, рядом с которым до сих пор растёт тот самый, пусть и изрядно постаревший, пушкинский кипарис, работает музей. Больше того, если верить поэтическому завещанию Пушкина, его дух до сих пор обретается в этих местах: «Так если удаляться можно оттоль, где вечный свет горит, где счастье вечно, непреложно, мой дух к Юрзуфу прилетит…»

5 (17) сентября путешественники направились из Гурзуфа через Никитский ботанический сад, Ялту, Ореанду, Кореиз и Мисхор в Алупку. В те стародавние времена не было ни путеводителей по Крыму, ни даже доступных географических карт. Путешествовать по Тавриде отправлялись с написанной почти две тысячи лет назад «Географией» Страбона — и это не преувеличение.

Поэт сделал Крым модным

С Южного берега Пушкин и компания по Чёртовой лестнице (перевал Шайтан-Мердвен) поднялись в Байдарскую долину. «По горной лестнице взобрались мы пешком, держа за хвост татарских лошадей наших, — писал Пушкин Дельвигу, — это забавляло меня чрезвычайно и казалось каким-то таинственным восточным обрядом». Далее путь лежал в Балаклавский монастырь на мысе Фиолент. «Георгиевский монастырь и его крутая лестница к морю оставили во мне сильное впечатление», — вспоминал поэт.

Затем были Бахчисарай, вдохновивший Пушкина на поэму о Фонтане слёз, и Симферополь. Приезд в столицу края 8 (20) сентября — последняя точно задокументированная дата пушкинского путешествия. Спустя несколько дней классик отправился из Крыма через Перекоп в Одессу.

Таким образом, фактически Пушкин увидел во время своего путешествия весь Крым, преодолев, по подсчётам исследователей, около 150 километров морем и более 650 километров по суше.

Как отмечает Мальгин, путешествие Екатерины в Крым создало традицию царских вояжей на юг, все наследники великой императрицы, за исключением Павла I, считали своим долгом совершить путешествие в этот удивительный край.

Подробнее в ПГ: https://www.pnp.ru/social/push...