Нацпроект «Образование»: поддержка и возможности

О том, какие федеральные проекты осуществляются в системе образования Знаменского района, рассказали специалисты Центра финансово-экономического обеспечения учреждений в сфере образования Знаменского района.
В рамках национального проекта «Образование» на территории района с 2019 года реализуются три федеральных проекта, направленных на улучшение материальной и технической баз школ.

По информации заместителя директора Центра финансово-экономического обеспечения учреждений в сфере образования Павла Наумова, в рамках выполнения федерального проекта «Информационная инфраструктура» реализуются задачи по формированию ИТ-инфраструктуры для обеспечения в помещениях государственных (муниципальных) образовательных организаций, реализующих программы общего образования, безопасного доступа к государственным, муниципальным и иным информационным системам, а также к сети «Интернет» в соответствии с базовым уровнем стандарта оснащения общеобразовательных организаций. На данный момент во всех школах района проведен высокоскоростной интернет, а в 10-ти - локальная сеть Wi-Fi, которая позволяет использовать ресурсы сети «Интернет» в каждом кабинете учреждения.

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования.

-В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитию цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности, - говорит Павел Павлович. - А также идет обновление материально-технической базы для внедрения цифровой образовательной среды. Развитие материально-технической базы, информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры направлено на внедрение целевой модели ЦОС для оснащения образовательных организаций средствами вычислительной техники, программным обеспечением и презентационным оборудованием. В рамках данного проекта в 2021 году оборудование получили Семеновская школа, в 2022 году - Шуховская и Знаменская школы. Кроме этого, все школы района зарегистрированы и имеют доступ к ФГИС «Моя школа» и ИКОП «Сферум».

В целях обеспечения реализации проекта «Современная школа» в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, создаются и функционируют Центры образования «Точка роста». Как отметил заместитель директора, в Знаменском районе с 2019 года открыто семь центров: в Знаменской, Завьяловской, Семеновской, Бутаковской, Качуковской, Шуховской и Усть-Шишевской школах. В этом году планируется открытие «Точки роста» в Новоягодинской школе, в 2024 году - в Киселёвской. В рамках проекта производится ремонт помещений для Центра и закупка лабораторного и компьютерного оборудования.

Работа Центров направлена на совершенствование условий для повышения качества образования в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности; расширение возможностей обучающихся в освоении учебных предметов и программ дополнительного образования естественно-научной и технологической направленностей; практическую отработку учебного материала по предметам «Физика», «Химия», «Биология» на современном оборудовании.
-Субсидию в рамках нацпроекта по созданию условий для занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях получила Семёновская средняя школа, - добавила методист Центра финансово-экономического обеспечения учреждений в сфере образования Марина Боровик. – Для 140 детей от пяти до 18 лет обновлена материально-техническая база для занятий физической культурой и спортом, проводятся спортивно-массовые мероприятия.

В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» успешно реализован целый комплекс мероприятий по внедрению Целевой модели развития системы дополнительного образования детей.
Как рассказала методист Центра финансово-экономического обеспечения учреждений в сфере образования Фавзия Бефус, ежегодно увеличивается охват дополнительным образованием детей в возрасте от пяти до 18 лет - в настоящее время по доппрограммам обучаются 1588 детей; осуществлён переход на персонифицированное финансирование – на сегодняшний день выдано 495 сертификатов ПФ из 567, что составляет 87,3% от планового показателя; расширился тематический спектр программ дополнительного образования - опубликованы 192 программы; создание на базе школ Центров «Точка роста» обеспечивает доступ детей населенных пунктов сельских территорий к современным общеобразовательным программам дополнительного образования; успешно внедряются практики сетевого взаимодействия в системе дополнительного образования не только общеобразовательных, но и дошкольных учреждений.

Кроме того, повысилась информированность детей, родителей и классных руководителей о реализуемых в районе дополнительных образовательных программах за счёт использования разнообразных форм и способов информирования; реализуется проект ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее», обеспечивающий ознакомление с современными профессиями и профессиями будущего, поддержку профессионального самоопределения - за последние два года вовлечено 170 обучающихся 6-11 классов, 43 из которых прошли профпробы на базе исторического парка «Россия – моя история», 21 - на базе Омского медицинского колледжа, 27 – на базе Омского государственного колледжа управления и профессиональных технологий; создана сеть школьных спортивных клубов для формирования здорового спортивного образа жизни обучающихся (в 90% школ района), школьных музеев и комнат Боевой славы (100%), школьных театров (75%); ежегодно проводятся муниципальные творческие конкурсы, фестивали, спортивные соревнования, научно-практические конференции, победители которых принимают участие в региональных этапах, где ребята демонстрируют высокие результаты участия и занимают призовые места.

К тому же созданы условия для профессионального развития и самореализации педагогических кадров системы дополнительного образования детей, стал традиционным конкурс педагогического мастерства «Сердце отдаю детям»; создан институт наставничества в системе дополнительного образования детей, в который включены восемь педагогов-наставников по форме «Педагог-обучающийся» и два педагога - по форме «Педагог – педагог»; утверждена концептуальная модель выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Знаменского района, одной из первоочередных задач которой является увеличение охвата способных и талантливых обучающихся дополнительным образованием; также в целях стимулирования и поощрения способных и талантливых детей ежегодно организуется вручение денежного поощрения и благодарственных писем одарённым детям, выпускникам 9-х и 11-х классов - за два последних года денежное поощрение получили 35 обучающихся.

-Для того, чтобы в рамках проекта «Успех каждого ребенка» увеличить охват дополнительным образованием до 80% от общего числа детей, обновить содержание и методы допобразования, развить кадровый потенциал и модернизацию инфраструктуры системы дополнительного образования, мы провели большую работу, - говорит специалист комитета по образованию Анна Реховская. - На базе Дома детского творчества был создан Муниципальный опорный центр дополнительного образования детей (МОЦ), укомплектованный в полном объеме кадрами и оргтехникой; для эффективной работы педагоги дополнительного образования и методист МОЦ прошли курсы повышения квалификации; также на базе МОЦ создана экспертная группа.

Для развития муниципальной системы дополнительного образования в этом году определены актуальные направления. Это создание новых 75 мест туристско-краеведческой направленности для увеличения количества детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам; создание на базе двух школ кружков Научно-технических инициатив для подготовки нового поколения технологических лидеров, инженеров и ученых; работа мобильного технопарка «Кванториум», который позволяет расширить спектр направлений технического творчества и его доступность для детей. А также продолжится работа по созданию условий для применения полученных знаний на практике, для решения реальных жизненных ситуаций и проблем. Так, на базе комитета по образованию организована муниципальная лавка для реализации продукции и поделок, изготовленных обучающимися по программам дополнительного образования. У ребят появилась возможность реализовывать постельное бельё, полотенца, светильники, вязаные игрушки, изделия из дерева, сувениры и многое другое. Кроме того, дети, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, будут вовлекаться в освоение дополнительных общеобразовательных программ для повышения качества образовательных результатов.