Новая жизнь по жребию

20.11.2024
В нашем мире, где ход жизни может измениться в любое мгновение, порой жребий определяет судьбу человека. Вытянув при распределении на работу записку с надписью «Знаменский район», молодая медсестра Зоя Анфилатова навсегда связала себя с нашим сибирским краем, красивейшими таежными местами и знаменитой новоягодинской сопкой любви.

Суровое детство
19 ноября Зоя Ивановна, давно сменившая фамилию на «Зверева», отметит свой 90-летний юбилей.

- Родом я из Кировской области, Белохолуницкого района, деревни Чумаки, которой уже лет 30 не существует, - рассказывает Зоя Ивановна. – В 1941 году, на второй день Великой Отечественной войны, отца забрали на фронт, а девятого октября в семье родился четвертый ребенок – наша сестра, которая прожила всего несколько лет. В голодные годы маме было очень тяжело всех нас прокормить. Помню, как в местный детский дом во время войны привозили ребятишек из Ленинграда, и как после многим некуда было ехать – дома разрушены, семьи погибли.

После окончания семилетней школы девушке, чтобы пойти в восьмой класс, нужно было ходить в другую деревню за 20 километров от дома, еще и оплачивать обучение. Отработав год в колхозе, из которого было очень сложно уехать из-за отсутствия паспорта, Зоя Ивановна отправилась в город Слободской к тете.

- Она забрала меня будто в няньки и дала возможность пос- тупить в медицинское училище, - вспоминает наша героиня. – По окончании нас, троих выпускниц, направили в Омск для дальнейшего распределения. Идем мы пешком с железнодорожного вокзала в облздравотдел с нехитрыми пожитками в деревянных чемоданчиках, которые закрывались на навесные замочки, и не знаем, что ожидает нас дальше. Мы плакали и просились работать в один район. Но специалист, принимающий нас, предложил вытянуть жребий. Одна попала в Щербакульский район, другая - в Любинский, а я - в Знаменский. Так, по воле судьбы, в 1955 году я оказалась в Новоягодинском детском доме.

Первые шаги в медицине

В то время в детском доме воспитывалось 165 детей, и каждый из них прошел через руки молодой медсестры. Она вспоминает, как из Омска привозили грязных и больных беспризорников, как много кожных заболеваний приходилось лечить, а дустом выводить вшей. Это отдельный запоминающийся период жизни Зои Ивановны. Она и сейчас помнит сотрудников, с которыми работала, и детей, которые до сих пор с ней поддерживают связь.

- Одежда у ребятишек была хиленькая – на зиму сапоги кирзовые, да пара носков ситцевых, но зато кормили хорошо, потому что держали свое подсобное хозяйство. Воспитательная работа была поставлена так, что все дети вовлекались в разные сферы деятельности детского дома – заготовку дров, сенокос, помощь по хозяйству, в огороде и на кухне. Детдомовцы активно принимали участие в художественной самодеятельности, их концерты с нетерпением ждали жители Новоягодного, - говорит З.И. Зверева.

Процедуры при керосиновой лампе

Через четыре года врач Нина Ивановна Тарохтий (Нагорная) пригласила бойкую и грамотную медицинскую сестру на работу в местную больницу. Более 40 лет Зоя Ивановна оказывала профессиональную помощь жителям Знаменского и Тевризского районов, переживала за них, находила выходы, казалось бы, из безвыходных ситуаций.

- В начале 60-х годов больница была на 15 коек, в зимний период лечилось до 20 больных, - отмечает Зоя Ивановна. - Электричества не было, работали при керосиновых лампах, некоторые из них были без стеклянных колб. Однажды у мужчины с сердечным заболеванием ночью случился приступ. Я начала вводить ему лекарство внутривенно, санитарка держала лампу. Больной в это время чихнул, и свет погас. Пока санитарка нашла спички, пока зажгла огонь, я все это время старалась держать ситуацию под контролем. Электричество появилось, когда построили новую больницу.


Зоя Ивановна вспоминает, как женскому коллективу приходилось самому косить сено, пилить лес и колоть дрова. В больнице были завхоз и конюх – два старика, которые уже не в состоянии были помочь и выполняли только посильную работу. Легче стало, когда Усть-Шишевской леспромхоз начал предоставлять своего пильщика, потому что рабочие предприятия лечились в Новоягодинской больнице.

- Врачи и фельдшеры приезжали к нам редко, чаще медицинские сестры справлялись сами. В этом смысле было тяжело, - делится воспоминаниями З.И. Зверева. - Два года мы работали спокойно, когда врачом был Виктор Иванович Логинов, он прибегал в больницу в любое время и по первому зову. В новом здании размещалось 35 коек, но иногда доходило и до 40. Дежурила одна медсестра по 12 часов. Всего было четыре санитарки, четыре медицинских сестры, повар, прачка, конюх и завхоз. Много разных случаев происходило в нашей профессиональной деятельности, и их невозможно забыть. Помню молодую учительницу, которая родила в октябре, а дней через десять ребеночек заболел, и нужно было их отправить в Знаменскую больницу. Сначала мы ехали на машине скорой помощи, когда она застряла, пересели на лесовоз, который доставил нас до Иртыша. А там ветер, валы страшные, на улице уже темнело. Лодкой управлял мужчина, можно сказать, мастер своего дела, работающий уже не первый год, но беспокойство меня не оставляло, пока они не добрались до противоположного берега, где их ждала скорая. Ребеночек был завернут в одеяльце с белым пододеяльником. И только по этому пододеяльнику – белому пятнышку в темноте, когда лодка показывалась среди волн, я понимала, что они плывут. Однажды весной пришлось доставлять женщину с одышкой на грузовой машине, на которой привезли стройматериалы для новой больницы. Мы выехали в семь часов утра и добрались до райцентра только в три часа дня, за это время мне пришлось ей три раза ставить внутривенно лекарство. Но выбора не было, нужно было довезти и спасти, так как дома ее ждали шестеро детей. Тогда в Знаменской больнице работал главным врачом Александр Трофимович Старовойтов, вот это был человек с большой буквы. Он забеспокоился, как же я буду добираться обратно, и возмутился, почему не врач доставил больную, он же все-таки мужчина. Как-то медсестре Анастасии Алексеевне Фоминой пришлось доставлять на лошади зимой больного, у которого случилось легкое помешательство, до Тарской больницы. Мы его связали, да в сани уложили. Она, пока ехала, все коленки обморозила.

Через всю жизнь З.И. Зверева пронесла любовь к медицине, уважение к врачам, медсестрам, младшему медицинскому персоналу. Она не понаслышке знает эту работу, считает труд медицинских работников тяжелым и ответственным, ведь в их руках самое дорогое – здоровье и жизнь человека.
- За долгие годы мне пришлось работать со многими людьми, хорошими специалистами, с некоторыми из них мы поддерживаем связь и сейчас, - рассказывает Зоя Ивановна. – Это Нина Казакова (Флор), Галина Седельникова (Гилева), Аля Прошивалко (Габайдулина), Галина Мурашова (Тюменцева), Елена Никоненко (Рязанова). Все они начинали свою трудовую деятельность в Новоягодинской больнице, кто-то до сих пор работает в Знаменской ЦРБ. Мне и сейчас важно знать, что происходит в медицине, а некоторые из реформ я не могу понять. Я бы с удовольствием поговорила с автором оптимизации в здравоохранении и высказала свое мнение по этому вопросу. На медицине много не заработаешь, здоровье дороже всего, и жизнь каждого человека бесценна.
За многолетний добросовестный труд Зоя Ивановна имеет множество почетных грамот, в 1976 году награждена орденом «Знак Почета», юбилейной медалью к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, имеет звание «Ветеран труда».

Счастье - в семье

Но главным ее достоянием является семья – трое детей, шестеро внуков и девять правнуков.

- Мой муж, Александр Васильевич Зверев, работал киномехаником. Познакомились мы на танцах в клубе, - говорит юбилярша. – Там хоть и горела одна лампа, висевшая на стене, но молодежи было много. Время проводили весело, богатых среди нас не было, парни и девчонки все простые, деревенские. Муж умер в 75 лет, и старшего сына уже год как нет. Но у меня замечательные внук и пять внучек, горжусь тем, что каждый из них получил высшее образование. И что немаловажно для меня – три внучки окончили медицинскую академию. Всегда рада видеть своих маленьких правнуков, очень люблю их и жду в гости. Те, кто живут рядом, часто приходят, а вот те, кто уехал на север, приезжают к нам каждое лето.

Зоя Ивановна уже несколько лет живет в Знаменском, сейчас вместе с дочерью Татьяной Александровной, окруженная теплом и заботой. Она уже не так часто выходит из дома, но всегда интересуется жизнью ставшего ей родным района, читает местную газету «Вперёд» и журнал «Пенсионерская правда». Любит проводить время за разгадыванием кроссвордов и вязанием. А на вопрос, что она считает своей родиной, отвечает: «Родина там, где живешь, где есть любимая семья и работа, где рождаются дети, где продолжается твой род. Но я никогда не забываю край, в котором родилась. Пусть даже годы, проведенные на малой родине, были не из легких. Жребий выпал так, что в далекой Сибири, о которой я когда-то только слышала краем уха, меня ждали мое счастье и новая жизнь».

Наталья Саблина