Маленькая территория больших надежд
Будущие родители ждут появления на свет малыша с нетерпением и, конечно, хотят, чтобы он был здоровым, красивым и умным, добился в будущем успехов и стал опорой для них. Но, к сожалению, не всегда бывает так. Когда рождается ребенок-инвалид, это потрясение для всех. Особенный человек занимает особое место в семье. Именно в семье для малыша стараются создать необходимые условия в получении воспитания, образования, физического и психического развития. Но в большинстве своем дети с ОВЗ ограничены в общении с другими и, к тому же, родители не всегда знают, как правильно помочь. Кто-то из них стесняется выводить в общество особенного ребенка, кто-то боится, что его могут обидеть, а кто-то не принимает тот факт, что он не такой как все.
В прошлом году в знаменском детском саду «Малыш» открылась комбинированная группа компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья.
-1 сентября 2022 года мы открыли группу, которую посещали обычные и особенные дети, - рассказывает старший воспитатель Наталья Гусева. – Сложность была в том, что они занимаются по разным программам. В этом году это тоже комбинированная группа, но только для ребят с ОВЗ разного возраста. Сейчас группу посещают семь дошкольников – четверо с задержкой психического развития, один с расстройством аутического спектра и два с тяжелыми нарушениями речи. И с каждым из них занимаются специалисты. В прошлом учебном году у нас было два выпускника, в этом - пришел еще один ребенок. В общем, мы можем набрать до 12 человек. Такие дети посещают детский сад до девяти лет. Конечно, для них дошкольное образование не является обязательным, но родители могут воспользоваться этим правом. Для этого нужно заключение психолого-медико-педагогической комиссии, которая проводится с трех лет, о том, что ребенок может посещать образовательное учреждение.
Прошел год. И по итогам диагностики за это время достигнуты достаточно высокие результаты. Конечно, не такие как у детей группы «норма». Но если ребенок к концу года взял в руки карандаш, скатал колбаску из пластилина, начал произносить какие-то звуки, сам одеваться и раздеваться – это огромное достижение.
Помощь специалистов
С детьми с ОВЗ работает целый штат сотрудников детского сада. И каждый из них капля за каплей старается пробить барьер между ребенком и обществом, помочь ему адаптироваться и стать личностью.
Дети находятся под постоянным наблюдением воспитателей Елены Васильевой и Ирины Гаврильчик. Они являются связующей нитью между всеми специалистами и дошкольниками, ведя образовательную деятельность по индивидуальной разработанной для каждого ребенка программе. Помимо того, что воспитатели выполняют рекомендации учителя-дефектолога, учителя-логопеда и психолога, они в обычном режиме проводят утреннюю гимнастику, занимаются физическим и художественно-эстетическим развитием детей, принимают участие в праздничных мероприятиях и утренниках. Даже, несмотря на то, что в образовательную деятельность не входят занятия по речевому развитию и формированию элементарных математических представлений, они пытаются привить и эти навыки. Также воспитатели принимают участие в различного рода Всероссийских конкурсах со своими подопечными.
-При поступлении ребенка в дошкольное учреждение я провожу диагностику, смотрю заключение ПМПК, где описано направление коррекционно-развивающей работы. На основе этого составляю индивидуальную программу, согласно возрасту и диагнозу, - отмечает учитель-дефектолог Елена Проговорова. – С каждым ребенком работаю по определенному направлению. Например, развитие сенсорных эталонов, то есть формирование его восприятия и представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира, также развитие познавательных процессов – памяти, внимания, мышления или предметно-практической деятельности.
-Работать с особенными детьми сложно, но мы должны найти подход к каждому, ведь у них и характеры разные, и потребности, и тот момент, когда ты проводишь занятие, они воспринимают по-разному, - говорит учитель-логопед Жанна Шмидт. – Кто-то сел на стульчик и слушает тебя, а кто-то стоит или сидит на полу. Кто-то привыкает к тебе быстро и узнает, кто-то до сих пор, хоть прошел целый год с начала нашего общения, не может привыкнуть. И не каждый ребенок на сто процентов принял то, что ему нужно вести себя, как ученик – слушать педагога и выполнять его задания. Требования для детей группы «норма» не подходят для ребят с ОВЗ. Нужно чувствовать ребенка и подстраиваться под ту или иную ситуацию. Если ребенок пришел в детский сад взволнованным и не готов с тобой общаться, а он хочет сидеть на полу, то ты тут же перевоплощаешься, превращаешься в такого же ребенка и садишься с ним рядом. Все действия происходят, оговариваются, озвучиваются в позе на полу. Я провожу занятия на постановку звуков у тех ребят, которые говорят. У них ведется коррекция звуков, работа по лексике и грамматике, формирование слоговой структуры слова, пополнение и обогащение активного и пассивного словаря. Кроме того, затрагиваю развитие мелкой моторики, как впрочем, и все специалисты, потому что это и есть основной фундамент для развития ребенка.
Психолог Ольга Лыжина отвечает за эмоционально-волевую сферу и дает рекомендации воспитателям по дальнейшей работе. Не стоит забывать о том, что психология детей, восприятие ими окружающих значительно отличается от взрослых, тем более у ребят с особенностями здоровья. Коррекционная работа специалиста направлена на создание системы комплексной помощи дошкольникам в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии, социальную адаптацию.
По заключению ПМПК некоторых детей должен на протяжении всего дня сопровождать тьютор или ассистент-помощник тьютора. В «Малыше» есть и такие ребята. Роль тьютора Татьяны Шитиной и ассистента-помощника Светланы Черноголовиной в инклюзивной среде - успешная социализация, максимальная самостоятельность и реализация адаптивно-компенсаторного потенциала особого ребенка. Специалисты помогают дошколятам выполнять все те действия, которые вызывают трудности. Ведь даже процесс мытья рук может оказаться для них сложным. Если во время занятий ребенок отказывается выполнять задания вместе со всеми, то специалист занимается с ним индивидуально.
По мнению специалистов, многие родители пытаются учить своих детей дома, но это неправильно. Конечно, таким ребятам будет непросто в школе, в будущей взрослой жизни, но еще тяжелее, когда он вдруг внезапно окажется в социуме, с которым совсем незнаком. В дошкольном возрасте мозг ребенка поддается коррекции, а в 7-8 лет уже сложно добиться положительных результатов. И все потому, что родители боятся признать своего ребенка особенным.
По закону «Об образовании» дети с ОВЗ могут получать образование разными способами: в специальных и обычных школах, в заочной и семейной форме. Дошкольное образование не является обязательным, но родители детей с ОВЗ могут им воспользоваться. Для этого нужно заключение ПМПК о том, что ребенок может посещать детский сад.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» предусматривает создание условий, позволяющих детям с особыми образовательными потребностями получать качественное доступное дополнительное образование. К 2024 году программами дополнительного образования, в том числе с использованием дистанционных технологий, будет охвачено до 70% детей с ОВЗ.
В отдельных организациях на территории Омской области обучаются более 5 тыс.детей. Сеть образовательных учреждений для детей с ОВЗ представлена следующими организациями: 53 муниципальных дошкольных образовательных учреждения, работающие по адаптивным образовательным программам дошкольного образования для детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи и интеллекта. В настоящее время услугами дошкольного образования охвачено более 1, 5 тыс. детей с ОВЗ; 42 дошкольные группы компенсирующей направленности, созданные при адаптивных дошкольных и школьных учреждениях, с общим количеством воспитанников 1 683 ребенка.